spectralm (spectralm) wrote,
spectralm
spectralm

Categories:

Крепость и два замка: Иваногород, Нарва и Раквере - идеальное начало путешествия по Эстонии

Оказавшись в октября в Санкт-Петербурге, я подумал, а почему бы и нет? Противостояние двух крепостей на реке Нарве меня впечатлило ещё давно, правда, тогда даже не было времени в них зайти. А сейчас я узнал про ещё одно необычное место - замок Раквере. Говорят, что там все ходят в средневековых нарядах, а внутри и вовсе переносишься в те времена. И даже с общественным транспортом всё сложилось - идеальный план путешествия на день был придуман!

IMG_4741.jpg
Нарвский замок в Эстонии и Ивангородская крепость в России.
IMG_4693.jpg
Шахматы внутри замка Раквере.
Тем, кто бывал в этих местах много раз, предлагается сразу спуститься к Раквере.

IMG_4552.jpg
В Ивангород я приехал на поезде, который следует из Москвы в Таллин. Всего два с половиной часа сна в сидячем вагоне, и вот уже около восьми утра я вышел со станции, расположенной в чистом поле. На выходе доблестные пограничники проверяют, что вы здесь забыли не проехали ли вы случайно свою станцию. Поскольку Ивангород входит в пограничную зону, будьте добры предъявить пропуск (его можно оформить, если связаться заранее с крепостью), местную регистрацию или загранпаспорт с действующей шенгенской визой. Последний вариант и был моим. В таком случае следовать разрешается только до одного из пропускных пунктов через границу, правда, персонального сопровождающего, как в Северной Корее, не предоставляют, поэтому маршрут через город можно выстроить самостоятельно.
IMG_4553.jpg
До открытия крепости оставалось ещё пару часов, и я решил прогуляться в одном из наиболее интересных районов города - Парусинке.

В этом месте ранее располагалась льнопрядильная фабрика, именуемая Кренгольмской мануфактурой. В нынешней Парусинке жили рабочие, а сами производственные цеха теперь находятся в Эстонии.
IMG_4555.jpg
Река в районе Парусинки очень мелководная, а вот пороги высокие. Берег окружен забором с колючей проволокой, так что даже вниз тут красиво не сиганёшь. Многочисленные таблички сообщают, что далее прохода нет.
IMG_4557.jpg
Сегодня в Парусинке можно найти много старинных построек. Некоторые из них ранее были общежитиями для рабочих, магазинами, школами. Несмотря на их печальное состояние, всё равно тянет погулять в таком тихом и спокойном месте, посидеть на набережной и посмотреть на другой, уже эстонский берег.
IMG_4560.jpg

IMG_4562.jpg
Когда ГЭС, которую видно на фоне, сбрасывает воду, тут получается целый водопад, посреди которого гордо возвышается российский пограничный столб. Неподалёку находится пешеходный мост, позволяющий при выполнении определённых условий перейти на противоположный берег. После долгого ремонта, пункт пропуска Парусинка - Нарва 2 открылся в ноябре 2017 года, через месяц после моего приезда.
IMG_4566.jpg
Здание, которое видно на том берегу - Кренгольмская мануфактура. Сейчас это закрытая территория, куда можно попасть только в составе экскурсионной группы. Местные власти верят, что когда-нибудь здесь обоснуются свободные художники и получится что-то вроде винзавода в Москве, который будет очень известным в Эстонии и полностью изменит ход жизни в Нарве. Несмотря на то, что пока инвесторы не хотят участвовать в этом проекте, хочется, чтобы когда-нибудь эта задумка осуществилась.
IMG_4568.jpg

IMG_4571.jpg

IMG_4574.jpg
В конце прогулки я наткнулся на газгольдер. Я успел только сфотографировать его снаружи и мигом запрыгнул в ожидающий напротив автобус, ведь надо было ещё многое успеть за день.
IMG_4580.jpg
Пройти к крепости оказалось не так просто. Как видите, прямо возле её стен располагается пункт пропуска через границу, и вероятно, что сейчас крепость ещё более труднодоступна, чем ранее.
IMG_4581.jpg
Преодолев все препятствия, я оказался у входа. Купил билет по студенческой скидке и гордо шагнул внутрь.
Ивангород
Первое, что привлекает в этой крепости - это то, что залезть можно практически везде. Можно ходить по стенам, подниматься на башни и даже спускаться в подземелья. Учитывая масштабы крепости, в этом плане она оказалась очень интересной.

Со стен открываются живописные виды как внутрь, так и наружу крепости. Даже так: из крепости открываются лучшие виды на Нарвский замок, а из Нарвы - на крепость.

Местами стены сильно разрушены, а местами такие же неприступные, как и раньше.

Крепость была построена в 1492 году по указу Ивана III для защиты новгородских земель. С тех пор она многократно достраивалась и расширялась. Крепость и замок находились в вечном противостоянии. Более трёх раз они переходили от одной стороны к другой на различные периоды времени - иногда на десяток, иногда на сотню лет. Сражения в этих местах проходили часто.

Вид на Мост Дружбы и Нарву. Название моста было актуально, когда он соединял две республики Советсткого Союза, а сейчас в народе его называют мостом разлук. Для автомобилистов это единственный способ переправиться через реку, да и пересечь границу полноценно можно только через него, Парусинка на тот момент была закрыта, а ранее там нельзя было перейти с вещами. После распада СССР река разделила целые семьи и по сути заставила один город разъединиться на два. Разумеется, это вызвало множество неудобств с обеих сторон. Сейчас на мосту иногда выстраиваются часовые очереди из пешеходов - кто-то спешит купить продуктов в эстонском магазине, кто-то просто попить чаю с родителями, а кто-то идёт с работы домой. И таких историй тут полно - одна из которых я видел была про фиктивный брак на гражданке Эстонии для того, чтобы иметь основания там работать. После того, как герой истории закончил работать в Эстонии, он вновь заключил брак со своей истинной женой в Ивангороде.



Ещё пару видов на Нарву из замка. Полуостровок снизу находится на эстонской территории. Когда идёшь по стене, смотришь то внутрь крепости, то наружу. А там взгляд упирается то в российскую землю, то в эстонскую.





Внутри крепости расположено несколько старинных храмов. Как минимум один из них действующий, и там собралось много людей.
IMG_4623.jpg
Осенью в этих краях особенно красиво. Разноцветная листва украшает старинные каменные сооружения и напоминает о том, что время продолжает идти.


Ивангород
В крепости есть небольшой музей, где можно увидеть такие деревянные фигуры и макет корабля.


IMG_4646.jpg
Выходя из крепости, сразу упираешься в забор пункта пропуска. Как мне сказали пограничники, для прохода в Эстонию сейчас прижимаетесь к забору и идёте вдоль него (там очень узкая протоптанная дорожка), переходите дорогу, и также идёте вдоль забора. Вот такая инфраструктура в этом городе.
IMG_4649.jpg
Последнее, что можно увидеть в России - участок набережной, построенной на средства Евросоюза. Набережная состоит всего из одного крохотного участка, который целиком поместился на фотографии. Оказалось, что каждый её метр на российской территории обходится в 12 раз дороже, чем на эстонской. Местные чиновники списывают это на особенности рельефа. Протяженность набережной в Нарве больше почти в 10 раз, а её стоимость - меньше, чем стоимость участка на фотографии. На обдумывание причин этого недоразумения у меня есть целый час, который я проведу в очереди на границе - время выбрал неудачное. По мосту мне навстречу идут люди с набитыми авоськами и огромными пакетами. Ну что ж поделать, если на той стороне выбор в несколько раз больше. Ещё полчаса очереди на эстонской стороне, и наконец я в Нарве!
Нарва
Первым делом я рванул в замок.
Нарва.jpg
Внутреннее убранство замка достаточно минималистично. Больше всего мне хотелось взглянуть на крепость с башни. Говорят, что высоту стен крепости наращивали таким образом, чтобы из замка нельзя было посмотреть внутрь. И ведь правда - ничего не видно!
IMG_4669.jpg

IMG_4661.jpg
Территория замка и сама Нарва.

Нарва - третий по численности город в Эстонии. Население здесь постоянно снижается, а уровень безработицы остаётся высоким. Прямо как у её российского собрата. Русский язык распространён во всём уезде Ида-Виру, однако в Нарве русскоязычное население составляет почти 90%. То есть, из десяти человек только один не будет вас понимать. Поэтому тут ты не сразу осознаёшь, что находишься уже в другой стране. Разве что все надписи стали нечитаемыми. Среди проживающих в Нарве в начале 2018 года граждане России составляют 36%, а неграждане Эстонии "серые паспорта" - ещё 14,2%. Эти люди также едва ли знают эстонский язык.
IMG_4663.jpg

IMG_4679.jpg
Со смотровой площадки в Нарве открывается один из самых известных видов этих мест. Несмотря на это, говорят, что за лучшим видом следует пройти в Александровскую лютеранскую церковь, которая уже несколько раз попадала на фотографии. Но из-за очень специфичных часов работы, мне туда попасть не удалось.
Раквере
Ежедневно из Нарвы отправляются несколько электричек в Таллин. На одной из них я доехал до небольшого городка Раквере. На улице накрапывал дождь, и я поспешил туда, ради чего приехал.
Раквере

Раквере
Это замок Раквере. Несмотря на немного невзрачный вид и серую погоду, внутри должно быть интересно! Пока идёшь, можно увидеть характерные для Эстонии башни соборов.
Раквере

Раквере
Конечно, в октябре в замке немного пустынно. Но видно, что ещё недавно тут всё было в движении. Это декорации для средневековых игр и соревнований, все они в рабочем состоянии. По территории передвигаются несколько посетителей в сопровождении рыцарей, купцов и дворовой прислуги. Весь персонал замка одет в средневековые одежды.
Раквере
А конюшня-то настоящая!
Раквере
Немного побродив по замку, меня встретила местная купчиха и начала рассказывать нелёгкую историю замка и Эстонии как государства в целом. Затем мы начали осмотр комнат и залов.
Раквере

Раквере
Внутри замка можно найти и поиграть в гигантские шахматы. А в комнате на фотографии снизу мне предложили изготовить порох из угля, серы и чего-то ещё. Ингредиенты надо было размешать в ступке, которая находится на столе. Главное - тщательно раздавить уголь. Также в этой комнате мне предложили сделать восковую свечу и расписаться пером на бумаге об индульгенции.
Раквере

Раквере
Внутри замка много символики, всяких флагов, а также различного оружия, которое можно примерять и даже испытывать в действии. Мне было очень интересно, а если бы я ребёнком сюда попал, так вообще! В этом замке есть и полноценная комната страха, через которую вам в конце предложат пройти. Она начинается в комнаты с орудиями пыток и небольшой экспозицией про смерть, а потом перестает в полноценный аттракцион, где обратной дороги уже нет.
Раквере
Напоследок мы проверили, как горит мой порох. Мне казалось, что отлично горит, но моя купчиха сказала, что уголь был плохо измельчён. Но ведь я так долго его толок, что он должен был перейти в молекулярное состояние! В конце я ещё пострелял из лука, и гораздо успешнее, чем 15 лет назад в литовском Тракае, правда, случайно сломал одну стрелу. Мне стало неловко, и я заплатил чуть больше, чем мы изначально договаривались - 20 евро.

Женщина, которая проводила мне экскурсию, сказала, что раньше училась на матмехе СпбГУ. Так что можно считать, что мы с ней коллеги в каком-то смысле! Также она мне рассказала про одно особенное место по пути в Нарву, если ехать на машине. В местечке Viru-Nigula находится захоронение женщины, которая когда-то была сожжена на костре инквизиции. Название едва ли отыскал!
Раквере
Бык - символ города.
Раквере
Из-за расписания электричек моё пребывание в городе было ограничено всего двумя с половиной часами. Через час я снова был в Нарве.
Нарва
А вот какая набережная получилась в Нарве.
Нарва

Нарва
Для тех, кто ещё не осознал всей серьезности своего заплыва.
Нарва
В Ивангороде берега у крепости не облагорожены. Вечером там собирается много рыбаков. Ну а я иду ужинать в ближайший ТЦ, покупаю сыров, йогуртов и всячески готовлюсь к эффектному возвращению в Россию.
IMG_4785.jpg
Ночью очередь была только из машин. Весь берег Нарвы и замок подсвечиваются, а у нас освещена только вершина башни с флагом. Выходя с российского КПП на тёмную и разбитую улицу, следует быть очень осторожным. Последние километры по пустынным и неосвещённым улицам до вокзала идти было жутковато, но я справился. Мне надо было сесть ровно в тот же вагон, в котором я приехал утром. Поезд возвращался обратно из Эстонии. Несмотря на то, что у него предусмотрена долгая стоянка, на перрон выпускают только за пять минут до отправления. Ну а в нашем сидящем вагоне и вовсе у одного из пассажиров возникли проблемы с прохождением границы, поэтому новых пассажиров не пускали внутрь, пока пограничники не разберутся. С опозданием на 20 минут поезд отходит от станции, но в Санкт-Петербург прибывает по расписанию.


Tags: Путешествие, Россия, Эстония, осень
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 32 comments